Эксперт киргизского Института стратегического анализа и прогноза (ИСАП) Евгений Менц в своем исследовании «Русское православие и современный Туркменистан» отмечает, что патриарх Кирилл не дал ввязать Церковь в политические разборки между Россией и Туркменией, передает 7 марта корреспондент ИА REGNUM .
По его словам, прошедший 2010 год ознаменовался продолжением положительных процессов в жизни приходов Русской православной церкви в Туркмении.
«Управляющий патриаршими приходами Туркмении (они были выделены из состава Ташкентской и Среднеазиатской епархии в 2007 году) епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт (Курьянов) три раза посетил Туркмению — в феврале, апреле и сентябре, ознакомился с обстановкой на приходах, встретился с представителями властей. В ходе последнего визита, 12 сентября, в храме св. Александра Невского в Ашхабаде епископ Феофилакт впервые за последние 12 лет рукоположил нового священника, он в дальнейшем будет нести свое служение в Туркмении. Вместе с освящением двух храмов в 2009 году — апостола Фомы в Теджене и апостолов Петра и Павла в Абадане, — это событие свидетельствует об явных успехах Русской православной церкви в Туркмении, в котором деятельность других религиозных организаций (кроме суннитского ислама) обычно пресекается. Сегодня в стране действует 12 приходов, некоторые из которых располагаются во временных помещениях, в них служат 15 православных священников. Это, конечно, мало для нескольких десятков тысяч православных верующих по всей стране, но определенно лучше, чем ничего», — считает Менц.
Он сообщил, что положение РПЦ в Туркмении как успешное признается и церковным руководством в Москве.
«Так, на последнем Архиерейском соборе 2 февраля 2011 года в своем докладе Патриарх Кирилл положительно оценил здесь перспективы для возрождения православия. В частности, было отмечено, что в настоящее время благополучно разрешена проблема ввоза в страну предметов церковного обихода и духовной литературы. Последний аргумент, конечно же, заслуживает особого внимания, так как последние 10 лет по указу первого президента Туркмении Ниязова действовал полный запрет на ввоз в страну любой литературы из-за границы, в том числе религиозного содержания. По свидетельствам прихожан, не было возможности ввезти даже Журнал Московской Патриархии . Подобный запрет на литературу других религиозных организаций тем временем действовать продолжает. В этой связи то, что договоренность о ввозе православной духовной литературы в Туркмении все же достигнута, безусловно, также является существенным достижением», — подчеркивает эксперт.
По его мнению, одним из главных предметов обсуждения между руководством страны и Русской православной церковью до последнего времени оставался вопрос о строительстве кафедрального собора в Ашхабаде.
«Еще в 1997 году руководством Туркмении было дано официальное согласие на строительство со
18b6
бора в честь Воскресения Христова с духовно-просветительским центром, его проект был утвержден в плане перспективного развития города. Тем не менее, несмотря на официальное разрешение, этот вопрос саботировался властями и только сейчас сдвинулся с мертвой точки. Поводом для оптимизма стала встреча епископа Феофилакта в Туркмении с министром иностранных дел Туркмении Рашидом Мередовым , в ходе которой вновь был поставлен вопрос о возможности строительства в Ашхабаде кафедрального собора и духовно-просветительского центра. Вопрос нашел понимание у министра и в настоящее время обсуждается на правительственном уровне», — говорится в исследовании, опубликованной на официальном сайте ИСАП.
Аналитик обращает внимание на то, что в целом, оптимизм руководства РПЦ не беспочвенен.
«На фоне явного охлаждения отношений между Россией и Туркменией, достижения Московского патриархата выглядят действительно внушительно. Дружественный настрой руководства РПЦ и официального Ашхабада выражается, в том числе, в регулярных взаимных поздравлениях с государственными и религиозными праздниками. Заслуга Русской православной церкви и лично патриарха Кирилла состоит, прежде всего, в том, что он благодаря четко выверенной дипломатической политике сумел дистанцироваться от политической линии Кремля, не дал ввязать Церковь в политические разборки между двумя государствами, самостоятельно расставляя приоритеты в деятельности РПЦ. Благодаря этому многие русские и русскоязычные граждане Туркмении имеют, пожалуй, единственную возможность, живя в Туркмении, не отрывать себя от своих духовных корней. В свою очередь руководству Туркмении теплые отношения с Русской православной церковью не менее выгодны, поскольку позволяют поддерживать благоприятный имидж в глазах своих граждан православного вероисповедания, которых насчитывается порядка 8-10% от общей численности населения, тем самым поддерживая стабильность в стране», — заключает эксперт ИСАП.