Станислав Тарасов: Сочи-2011: Медведев, Алиев и Саргсян остались при своих интересах

Очередная встреча президентов России, Армении и Азербайджана в Сочи изначально не обещала никаких сенсаций. Так оно и вышло. По итогам переговоров лидеры трех стран приняли совместное заявление по нагорно-карабахскому урегулированию. В нем отмечается, что был рассмотрен комплекс вопросов по практической реализации трехстороннего заявления, принятого во время прошлой встречи в Астрахани 27 октября 2010 года. Но в дополнение к нему стороны договорились об определенных шагах. Следующих шагах. В частности, «завершить в кратчайшие сроки обмен военнопленными», и «стремиться решать все спорные вопросы мирными средствами и проводить расследование возможных инцидентов вдоль линии прекращения огня с участием сторон под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ при содействии специального представителя действующего председателя ОБСЕ». Обращает на себя внимание важное уточнение, свидетельствующее о некоторой деградации процесса: сегодня совершенно необязательно говорится — «стремиться решать мирными средствами», в то время как раньше звучало и более определённо — просто «решать мирными средствами».

При этом президенты Дмитрий Медведев , Ильхам Алиев и Серж Саргсян отметили важное значение своих регулярных контактов по вопросам нагорно-карабахского урегулирования, договорились их продолжить в таком формате в дополнение к работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ.

Можно ли было ли ожидать иного сценария и иных итогов этого сочинского саммита? Теоретически — да, если учитывать тот факт, что карабахская проблематика разрабатывалась и по другим дипломатическим каналам. Накануне с визитами в Азербайджане и Армении побывали первый заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг, а Ереван посетил замминистра МИД России Григорий Карасин . Результаты состоявшихся тогда переговоров неизвестны. Однако посол США в Азербайджане Мэтью Брайза заявил, что решение карабахского конфликта «пока что возможно». Потому, что, как считает директор центра Евразия Атлантического совета США, бывший посол США в Турции и Азербайджане Росс Уилсон, » Россия не в одиночку регулирует карабахский процесс», и что «сопредседатели Минской группы ОБСЕ систематизировали переговоры, работая сообща».

А недавно с визитом в США побывал замминистра иностранных дел Турции Йенел Селим. Очевидно, что в Вашингтоне речь шла о возможности реанимации Цюрихского процесса, предусматривающего нормализацию отношений между Турцией и Арменией. Так называемый «цюрихский коридор» является для американской дипломатии не основным, и призван стать всего лишь определенным дипломатическим инструментом, с помощью которого сохраняется шанс найти развязки в карабахской проблеме.

Однако, судя по всему, Анкара решила пока не выбиваться из «строя», призвав официальный Вашингтон к еще большей активности в решении карабахской проблемы, а только затем решать столь чувствительный вопрос, каким являются турецко-армянские отношения. «Турция хочет видеть прогресс в это
1cea
м вопросе и надеемся, что Армения продемонстрирует конструктивизм, — заявил в этой связи турецкий дипломат. — В таком случае это поможет и ратификации протоколов в парламенте Турции».

Таким образом и после саммита в Сочи все вроде бы остались пока при своих интересах, хотя некоторые эксперты усматривают в этом некоторую интригу. Так руководитель Кавказского центра стратегических исследований, политолог Мамука Арешидзе считает, что между главными международными акторами — США, ЕС и Россией — ведется закулисная борьба, и что «на переговорах именно в самый последний момент срывается принятие важных соглашений, могущих оказать большое влияние на урегулирование карабахского конфликта».

Но если и велась с чьей-либо стороны какая-то борьба, то больше со стороны Баку, который до прибытия американского посла Метью Брайзы не скрывал намерения переформатировать переговорный процесс. Однако сейчас, как утверждает азербайджанский политолог Эльхан Шахиноглу, «правительство Азербайджана дало зеленый свет Мадридским принципам, и теперь ждет ответной реакции со стороны Армении». Но проблема именно в том, что Мадридские принципы, которые действительно разрабатывались при активном участием Мэтью Брайзы, являются только рабочим документом, а не руководством к действию: конфликтующие стороны его не подписали. Поэтому фиксация в совместном сочинском заявлении главного переговорного статуса Минской группы ОБСЕ должна формально устраивать Азербайджан. Однако закрепление в том же заявлении позиции — «решать все спорные вопросы мирными средствами» — как раз то, то, что может устраивать Армению. Тем более, что накануне завотделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов предупредил, что «высказывания азербайджанской стороны о возможности силового решения конфликта не должны вызывать удивления у международной общественности».

Тем не менее очевидно то, что использование силового фактора со стороны Азербайджана нежелательно со стороны практически всех главных игроков в регионе, особенно тех, кто вложил немалые средства в многочисленные азербайджанские инфраструктурные проекты. Этот тот самый случай, когда Баку является заложником своего энергетического богатства. Кроме этого, вооруженный конфликт отпугнет иностранные инвестиции, и в итоге все страны Закавказья в экономическом развитии будут отброшены на десятилетия назад. Так что главный ресурс России в карабахском урегулировании сейчас заключается не в возможности осуществления какого-либо самостоятельного проекта, а в удержании от военной конфронтации Армении и Азербайджана. В этом смысле президент РФ Дмитрий Медведев со своей миссией в Сочи вполне справился. Правда, в резерве у Кремля остается еще проект подготовки мирного договора между Арменией и Азербайджаном, что было озвучено еще во время саммита лидеров трех стран в Астрахани. Но к этому шагу конфликтующие стороны могут подтолкнуть разрушительные цунами потрясений, которые рано или поздно докатятся и до берегов Закавказья. Тогда и начнется уже другая «большая игра».